Если дымоход имеет не строгую прямую траекторию, а изгибается, обходя препятствия, то основную часть его стоимости составляют не сами трубы, а соединительные элементы.
Но лишних затрат финансов и труда можно избежать, если собрать гофрированный дымоход. В качестве основного элемента для сборки этой конструкции выступает гофрированная труба.
Виды гофрированных труб
Сегодня в продаже можно встретить разные виды металлических гофрированных труб, но по современным требованиям не все они могут использоваться для устройства дымоходов.
Алюминиевые
Раньше повсеместно для отвода продуктов сгорания от газовых отопительных приборов и колонок использовалась алюминиевая гофра для дымохода. Это гибкая труба из ламинированной многослойной алюминиевой фольги диаметром 100–150 мм, достаточно прочная и недорогая. Внутрь трубы для придания ей формы и направления вставлена стальная проволока.
Имея начальную длину в сжатом состоянии 65 см, алюминиевая гофра растягивается до трех метров, что позволяет варьировать длину дымохода или воздуховода в этих пределах. А при необходимости наращивания трубы скрепляются между собой металлическим скотчем.
На печи, камины и котлы, работающие на твердом топливе, алюминиевая гофротруба для дымохода не ставится, так как она не выдерживает высоких температур. А сейчас специалисты газовых служб настоятельно не рекомендуют использовать их и для газовых колонок и котлов.
Совет. Если вы уже приобрели гофрированные алюминиевые трубы, используйте их для устройства воздуховодов. Например, для соединения кухонной вытяжки с системой вентиляции.
Из нержавеющей стали
По конструкции дымоходы гофрированные из нержавеющей стали аналогичны алюминиевым, но по своим характеристикам намного превосходят их.
Дымоходы, для сборки которых использовалась гофрированная труба из нержавеющей стали, без серьезного ущерба для материала и конструкции могут работать при очень высокой температуре (до 900 градусов), эффективно удаляя продукты сгорания не только от газовых приборов, но и от котлов, печей и каминов на жидком и твердом топливе.
Свойства, которыми обладает гофрированная труба из нержавеющей стали, применяемая для монтажа дымоходов:
- Гибкость;
- Высокая способность к растяжению и сжатию.
Особенности дымоходов из гофрированных труб
Область применения
Гофрированные стальные дымоходы предназначены для комплектации отопительного оборудования, работающего на жидком, газообразном и твердом топливе, и могут использоваться практически с любыми видами котлов, бойлеров, колонок и каминов, так как обладают хорошей герметичностью и жаропрочностью.
Установка такого дымохода оказывает положительное влияние на работу отопительных котлов.
Гофрированные трубы из нержавейки могут использоваться для устройства:
- внутренних дымоходов;
- наружных дымоходов;
- переходников, соединяющих выходной патрубок отопительного прибора с основным дымоходом;
- а также для гильзования (ремонта) кирпичных дымоходов, имеющих изгибы.
Конструкция дымохода
Стальные гофрированные дымоходы изготавливаются в виде цилиндрических труб, выполненных из закрученных спиралью отдельных гофрированных полос толщиной от 0,12 мм до 1 мм.
Полосы соединяются по окружности сплошным замковым швом, который обеспечивает герметичность, гибкость дымохода и его способность к сжатию и растяжению до некоторой длины. Это бывает необходимо во время монтажа, например, для насаживания трубы на выходной патрубок котла.
Такие трубы имеют разные размеры сечения, поэтому их несложно подобрать к любому выходному патрубку.
Для соединения гофрированных стальных труб не требуется сварка, они скрепляются между собой хомутами с одновременным креплением теплоизоляции. Такой способ монтажа очень удобен, так как в случае необходимости дымоход гофрированный будет легко разобрать, чтобы очистить его от сажи, а затем вновь установить на место.
Ремонт старого дымохода гофротрубой
Гофрированная труба из нержавеющей стали может быть использована не только для монтажа, но и для ремонта уже существующего кирпичного дымохода. Выполнение ремонта не займет много времени, гофрированная труба из нержавеющей стали просто вставляется в старый дымоход и подключается к котлу или камину.
В результате проведенного ремонта отмечаются следующие положительные моменты:
- Уменьшение количества конденсата, так как труба из стали нагревается быстрее, чем кирпич;
- Уменьшение количества сажи на стенках трубы;
- Устранение щелей. Через несколько лет эксплуатации кирпичного дымохода, герметичность кирпичной кладки теряется и дым начинает валить из всех щелей. Гильзование дымохода гофротрубой устраняет этот недостаток.
Преимущества и недостатки
У гофрированных труб масса достоинств, которые часто являются решающими при выборе дымохода.
К ним в первую очередь можно отнести:
- Гибкость и эластичность. Конструкция позволяет изгибать гофрированную трубу практически под любым углом, что очень удобно, когда дымоходу требуется создать уклон, например, для обхождения потолочных балок.
- Возможность монтажа без использования дорогостоящих комплектующих — уголков, переходников, отводов и т. д. Труба гофрированная для дымохода без ущерба для своей целостности изогнется в нужном вам направлении.
- Возможность установки как внутри, так и снаружи помещения.
- Простота соединения отдельных труб в одну. Причем соединять можно как трубы одинакового диаметра, так и разного. Для этого используют специальные адаптеры.
- Простота монтажа без привлечения специалистов. Для соединения деталей дымохода нет необходимости применять сварку, достаточно применения соединительных фитингов.
- Возможность ремонта старых кирпичных дымоходов, имеющих непрямолинейную конструкцию, без их демонтажа (см. Ремонт дымоходов).
- Низкая стоимость в сочетании с высокими показателями прочности.
Однако стоит учитывать и недостатки таких дымоходов:
- Сравнительно недолгий срок эксплуатации по сравнению с дымоходами из жестких труб.
- Тонкостенные дымоходы из гофрированных труб требуют дополнительного утепления (см. Утепление дымохода) для предотвращения появления на его внутренних стенках конденсата.
- От механических воздействий труба может деформироваться, поэтому ее не разрешается использовать в качестве опоры для какой-либо конструкции.